Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 20.04.2024, 12:27

Сайт учителя математики Перепелицыной Людмилы Владимировны

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 51
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Применение информационных технологий в преподавании математики

    Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет за­думаться над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому пред­мету, их активность на протяжении всего урока. Огромную помощь в ре­шении этого вопроса может оказать компьютер. Использование компью­тера при обучении позволяет создать информационную обстановку, стиму­лирующую интерес и пытливость ре­бенка. В школе компьютер становится электронным посредником между учителем и учеником. Он позволяет организовать процесс обучения по индивидуальной программе. Ученик, обучающийся за пультом компьюте­ра, может сам выбирать наиболее удобную для него скорость подачи и усвоения материала. Целесообразно применять компь­ютер в следующих случаях: - диагностического тестирования качества усвоения материала; - в тренировочном режиме для отработки элементарных умений и на­выков после изучения темы; - в обучающем режиме; - при работе с отстающими уче­никами, у которых применение ком­пьютера обычно значительно повыша­ет интерес к процессу обучения; - в режиме самообучения; - в режиме графической иллюст­рации изучаемого материала. Условно программное обеспече­ние можно классифицировать следу­ющим образом: · обучающие программы; · контролирующие программы; · инструментальные программы. Приведу примеры некоторых компьютерных программ. Ø Тренажер устного счета «Учись умножать» Программа предназначена для обучения таблице умножения. Ответ вводится с помощью кнопок или клавиатуры. На каждый ответ в запасе 30 секунд. В течение 10-15 мин программа найдет пробелы в зна­ниях, а затем устранит их . Ø Тренажер устного счета «Арифметика» Тренажер устного счета для 5-го класса. Можно установить желаемое число примеров. Есть возмож­ность выполнять каждое из действий отдельно или компьютер выбирает действия случайным образом. Ответ вводится с клавиатуры. Результат фиксирует­ся. Дается две попытки для решения, а затем демон­стрируется правильный ответ, который необходимо ввести, чтобы продолжить работу. Ø Тренажер устного счета «Метеоритная атака» Предназначен для учащихся 2-7-го классов. По­зволяет в увлекательной игровой форме отрабатывать навыки устного счета, превращая утомительную ра­боту в увлекательную игру. Ø «Координатная плоскость» Ø «Рисуем по координатам» Ø «Гриф» ( для построения и исследования функций) Ø Электронный учебник «Алгебра не для отличников» Программа ориентирована на теорию поэтапного формирования умственных действий проф. П.Я. Галь­перина, то есть имеет три основные части. 1. Ориентировка (теория вопроса). 2. Тренажер (обеспечивает деятельность ученика, при которой контролируется каждый его шаг). 3. Экзамен (ученик решает задания, проверяется лишь конечный результат). Учебник состоит из восьми глав, каждая из кото­рых имеет одну и ту же структуру. — Введение (учитель рассказывает краткое содер­жание главы). — Основные разделы главы (здесь помещается те­оретический материал). — Задачи с примерами, подсказками, ответами. — Контрольная работа по материалам главы. — Видеоурок учителя. Ø «Живая геометрия». Программа «Живая геометрия» — электронный аналог готовальни с дополнительными динамически­ми возможностями и стандартными компьютерными функциями редактирования и т. д. Можно создавать красочные, варьируемые и редак­тируемые чертежи, осуществлять операции над ними, а также производить все необходимые измерения. Чертежи можно компоновать в сценарии — своеоб­разные геометрические мультфильмы. Программа позволяет анализировать, выполнять построения, проводить доказательства, решать задачи, головолом­ки и даже рисовать; обнаруживать закономерности в наблюдаемых геометрических явлениях, формулиро­вать теоремы для последующего доказательства, под­тверждать уже доказанные теоремы и развивать их понимание. Рекомендуется для использования на уро­ках математики в 6 - 9-х классах, уроках информати­ки, черчения, для различных форм внеклассной и внешкольной работы. Необходимо отметить, что эта программа всего лишь технический инструмент. Ø Уроки геометрии Кирилла и Мефодия 7 – 9 класс, 10 – 11 класс. Обучающая программа , с прекрасным иллюстрационным материалом. Использование ИТ в классе во время урока является наиболее сложным и ответственным делом. Оформившаяся технология проведения урока предусматривает высокие требования к эффективному использованию учебного времени, надежность работы оборудования и программного обеспечения. Не всегда представляется возможность проведения уроков в компьютерном классе. Использование электронных учебников возможно при комплектации следующих технических средств: компьютер учителя + мультимедийный проектор. В этом случае интерактив между учеником и компьютером осуществляет учитель, что позволяет анализировать действия ученика и направлять его на поиск решения. Версии теоретического материала представленных в электронных учебниках иногда не удовлетворяют авторскому подходу учителя изложения темы школьного курса. Поэтому учитель может создать свою мультимедийную презентацию, которую использует на уроке и для проведения индивидуальных занятий и тестирующих работ (с последующей проверкой). Заранее созданная презентация заменяет классную доску при объяснении нового материала. Таким образом учитель может фиксировать внимание учащихся на каких-либо формулах, таблицах, графиках. Учащиеся могут подготовить презентации по результатам выполнения индивидуальных и групповых проектов. Ø В 9, 11 классах на индивидуальных консультациях я использую тренинговые тестовые задания диска 1С Репетитор. Это позволяет каждому ученику работать на посильном для него уровне сложности, ребёнок лучше осознаёт свои ближайшие цели и задачи. Использование ИКТ на уроках и во время индивидуальных консультаций позволяет формировать и развивать познавательную мотивацию школьников к получению новых знаний, помогает создавать условия успешности каждого ученика на уроке, значительно улучшает чёткость в организации работы класса или группы учащихся.
«Многогранники». Урок геометрии с использованием ИКТ Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний Цели урока: образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся о многогранниках;
выявить уровень сформированности знаний, умений и навыков учащихся при решении задач по теме.
развивающие: развитие памяти учащихся;
развитие познавательного интереса к геометрии;
развитие умений организации учебного труда;
умение находить необходимую информацию с помощью ИКТ, ОЭП и других источников информации;
формирование логического, абстрактного и системного мышления;
формирование мыслительных операций - анализа, доказательства, обобщения, классификации.
воспитательные:
способствовать формированию оценки прекрасного в природе;
воспитание бережливого отношения к школьному имуществу;
способствовать поддержанию на высоком уровне общей работоспособности для учения;
воспитание воли и настойчивости у учащихся для достижения конечных результатов;
воспитание рациональной организации бюджета времени. Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы: программированное обучение, интерактивные.
Оборудование:
компьютерный класс (11 компьютеров), мультимедийный компьютер, локальная сеть, справочный материал по теме, программное обеспечение - Р.П. Ушаков, С.А. Беляев под редакцией Т.С. Пиголкиной. Полный интерактивный курс «Стереометрия», серия «Открытая математика». ФИЗИКОН» Структура урока
1) Постановка целей урока. 2 мин.
2) Повторение опорных знаний 10 мин.
3) Выполнение теоретических тестов на ПК 12 мин
4) Разминка 2 мин.
5) Решение задач 15 мин.
6) Проверка домашнего задания (творческая работа учащихся) 10 мин
7) Подведение итогов урока З мин
8) Постановка домашнего задания 1 мин.
9) Резервные задания 1.Постановка целей.
Проверяется подготовленность классного помещения и класса к уроку.
Отмечается: что сегодняшним уроком завершается изучение огромной темы в геометрии « Многогранники»; что цель урока в том, чтобы повторить и обобщить весь изученный материал и проверить как учащиеся его усвоили. 2.Повторение опорных знаний
Вступительное слово учителя
Многогранные формы окружают нас повсюду. Почти все сооружения, возведённые человеком, от древнеегипетских пирамид до современных небоскребов, имеют форму многогранников. Многогранные формы встречаются у многих минералов и, что особенно удивительно, у некоторых растений и даже живых организмов.
Серьезный интерес к многогранникам возник около четырёх тысяч лет тому назад и проявлялся не только в рамках математики и её приложений. Платона и Кеплера привлекали многогранники для философского и научного осмысления окружающего мира. Благодаря изяществу своих форм, многогранники вошли в искусство (живопись, скульптура).
Работа с мультимедийным компьютером. Просматривается тема «Многогранники» основные понятия, виды, свойства. По ходу повторения ведется опрос.
Какая фигура называется многогранником?
Какие встречаются многогранники? (выпуклые, невыпуклые)
Какие многогранники показаны на экране?
Какие многогранники изучали мы в курсе геометрии?
А какие выпуклые многогранники мы изучали? Повторим элементы и свойства этих многогранников.
Что называется призмой?
Показать элементы на модели на экране
Почему боковые ребра призмы равны?
Что представляют из себя грани призмы?
Поверхность призмы состоит...
Что называют высотой примы
Какие призмы вы знаете?
Прямая призма - это-
Если призма прямая , то высота равна...
Какая призма называется наклонной
Правильная призма – это …
Какую фигуру называют параллелепипедом? Пирамида — это...
Боковая грань пирамиды — это...
Какие пирамиды изучались в курсе геометрии?
Правильная пирамида - это..
Высота правильной пирамиды - это..
Что называют апофемой?
В каких пирамидах бывают апофемы?
Боковая поверхность пирамиды - это...
Высота пирамиды?
Куда проецируется высота правильной пирамиды?
Какой многогранник называется усеченной пирамидой?
Какой фигурой является боковая грань усеченной пирамиды?
Что представляет собой высота усеченной пирамиды? В 10 классе вы изучали, как строятся сечения многогранников.
Сейчас напомним себе, каким образом строятся сечения на примере пирамиды.
Итак, мы повторили тему «многогранники»,
Какие многогранники изучались, их элементы и свойства, правила построения. Формулы для вычисления площадей и объемов, а теперь приступаем к выполнению самостоятельной работы 4. Выполнение тестов 1 и 2
Для выполнения теста № 1 дается 5 минут. Открыть в меню «Содержание» - «гл. 4 Многогранники» - тема «Основные понятия» - «Вопросы».
Отвечаем на первые 12 вопросов, результаты записываем в таблицу (ставим галочку напротив ответа, который вы считаете верным).
Осуществляется самоконтроль - сверка с образцом. На экране высвечивается таблица с верными ответами.
Учащимся предлагается проверить свою работу и в колонке результатов проставить + или -, при совпадении или , соответственно, при несовпадении результата.
Просчитайте плюсы.
Приступаем к выполнению теста 2. Время 7 минут
«Содержание» - «гл.6 Объемы многогранников» - «тема» - «Вопросы».
Учащиеся отвечают на вопросы 1-4. Результаты записываются в таблицу. Контроль аналогичен. Разминка. Разминку проведет учащийся.
Упр 1. Сидя на стуле:
1 - руки за голову; 2- локти развести пошире, голову наклонить назад; 3 - локти вперед, голову вперед, руки расслабленно вниз; 4 – руки расслабленно вниз. Повторить 4-5 раз.
Упр. 2. Сидя на стуле: 1 - 2 голову плавно отвести назад, 3-4 голову плавно наклонить вперед повторить 4-5 раз.
Для глаз
Упр. 3. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5 (повторить 4-5 раз).
Упр. 4. крепко зажмурить глаза , досчитать до 3, открыть и посмотреть вдаль , считая до 5.
Упр. 5. 1-4 посмотреть на указательный палец вытянутой руки, 5-10 посмотреть вдаль. Повторить 4-5 раз.
Упр. 6. В среднем темпе сделать 3-4 круговых движений глазами вправо и влево.
Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. 6. Проверка домашнего задания (10 мин.)
Вступительное слово учителя.
Есть в школьной геометрии особые темы, которые ждешь с нетерпением, предвкушая встречу с невероятно красивым материалом. К таким темам можно отнести «Правильные многогранники». Здесь не только открывается удивительный мир геометрических тел, обладающих неповторимыми свойствами, но и интересные научные гипотезы.
Ни одни геометрические тела не обладают таким совершенством и красотой, как правильные многогранники. «Правильных многогранников вызывающе мало, - написал когда-то Л. Кэролл, - но этот весьма скромный по численности отряд сумел пробраться в самые глубины различных наук».
Представление презентации, подготовленной учениками. Использование ИКТ в проведении уроков математики Использование ИТ в классе во время урока является наиболее сложным и ответственным делом. Оформившаяся технология проведения урока предусматривает высокие требования к эффективному использованию учебного времени, надежность работы оборудования и программного обеспечения. Не всегда представляется возможность проведения уроков в компьютерном классе. Использование электронных учебников возможно при комплектации следующих технических средств: компьютер учителя + мультимедийный проектор. В этом случае интерактив между учеником и компьютером осуществляет учитель, что позволяет анализировать действия ученика и направлять его на поиск решения. Версии теоретического материала представленных в электронных учебниках иногда не удовлетворяют авторскому подходу учителя изложения темы школьного курса. Поэтому учитель может создать свою мультимедийную презентацию, которую использует на уроке и для проведения индивидуальных занятий и тестирующих работ (с последующей проверкой). Заранее созданная презентация заменяет классную доску при объяснении нового материала. Таким образом учитель может фиксировать внимание учащихся на каких-либо формулах, таблицах, графиках. Учащиеся могут подготовить презентации по результатам выполнения индивидуальных и групповых проектов. Мною отработана система подготовки таких уроков. Алгоритм подготовки: 1. Просмотр электронных учебников. 2. Подготовка сценария урока. 3. Подготовка мультимедийной презентации. Считаю целесообразным спланировать сценарий презентации, использовать небольшое количество и компьютерных эффектов, так как основная задача – спланировать работу учеников для получения прогнозируемого положительного результата работы. Создавая сценарий презентации, необходимо определить назначение каждого слайда и основные объекты, которые должны быть размещены на слайдах. Создаваемая презентация должна соответствовать содержанию, целям и задачам урока и являться его компонентом. Предлагаю вариант урока алгебры в 10 классе по теме «Решение иррациональных неравенств» с использованием компьютера и мультимедийного проектора. Презентация к уроку создана в MS PowerPoint. Использование ИКТ на уроках математики.
В русле этой методической темы я работаю четвёртый год. Использование ИКТ на уроках и во время индивидуальных консультаций позволяет формировать и развивать познавательную мотивацию школьников к получению новых знаний, помогает создавать условия успешности каждого ученика на уроке, значительно улучшает чёткость в организации работы класса или группы учащихся.
В своей работе я использую диски «Уроки алгебры в 7-9 классах», «Уроки геометрии в 7-9 классах» энциклопедия Кирилла и Мефодия. Этот программный продукт меня устраивает тем, что его содержание можно включить фактически в любой этап урока: разделы 1 и 3 в этапы актуализации опорных знаний, постановки учебной задачи, объяснения нового материала, осмысления полученных знаний, рефлексии; раздел 2 - в этап самостоятельной работы с последующей проверкой. Применяя эти диски, необязательно проводить уроки в кабинете информатики, можно использовать мультимедийный проектор в обычном учебном классе. По просьбе математиков нашей гимназии, ученики старших классов составили программы построения графиков функций у=кх+в, у=к/х, у=ах2+вх+с, у=ах3+в, у=аsin(вх+с)+d, у=аcos(вх+с)+d, у=аtg(вх+с)+d, у=аsin(вх+с)+d, у=а, у=(х2+а)/(х2-в) и др.Эти программы я использую при изучении темы «Функции, свойства и графики» на уроках математики в 9, 10, 11 классах. Например в 9-м классе на самостоятельной работе учащимся предлагаются задания вида: « Пользуясь графиком , запишите свойства функции у=2cos(5х-1).» Ученик выбирает функцию, заданную в общем виде, вводит коэффициенты и по графику, который он видит на экране монитора, записывает свойства функции в тетради. Таким образом, каждый ребёнок за 10 минут, отведённых на эту работу, исследует 4-5 функций различных видов, что было бы невозможно при самостоятельном построении графиков этих функций. При подготовке к выпускному экзамену в 9, 11 классах на индивидуальных консультациях я использую тренинговые тестовые задания диска 1С Репетитор. Это позволяет каждому ученику работать на посильном для него уровне сложности, ребёнок лучше осознаёт свои ближайшие цели и задачи. Но наиболее интересными и значимыми для меня являются интегрированные уроки математики и информатики. Здесь главная задача решается приёмами, характерными для двух учебных дисциплин, что способствует развитию познавательного интереса к обеим наукам. Участие в уроке сразу двух учителей позволяет провести его на более высоком профессиональном уровне, сделать акцент на более сложных вопросах изучаемого материала, т. е. осуществить углубление. Такие уроки оставляют сильный эмоциональный след и у детей, и у учителей, позволяют преодолеть «дробную» подачу материала. Я предлагаю вашему вниманию конспекты уроков алгебры в 9 и 8 классах . Этот уроки я проводила совместно с учителем информатики нашей гимназии Базыгиной М.А. «Графический способ решения систем нелинейных уравнений»
Конспект урока по алгебре в 9 классе
Интегрированный урок: математика – информатика, 2 часа
Особенности учебного плана
• 3 часа алгебры в неделю;
• 2 часа информатики в неделю.
Оборудование
• Кабинет информатики.
• Учебный класс
Особенности класса
Учащиеся разбиты на 3 условных группы:
Группа «А» - базовый уровень обученности;
Группа «В» - достаточный уровень обученности;
Группа «С» - повышенный уровень обученности.
Цели урока
Ø Научить решать простейшие нелинейные системы уравнений графическим способом;
Ø Проверить умение составлять программы построения графика любой функции.

Развиваем компетенции:
Ø Уметь извлекать пользу из опыта.
Ø Уметь организовать взаимодействие своих знаний и упорядочить их.
Ø Консультироваться у экспертов.
Ø Уметь работать в группе и, улаживая разногласия, принимать решения.
Ø Уметь использовать новые технологии.


Структура урока
Ø Актуализация опорных знаний и фиксация затруднения в деятельности.
Ø Постановка учебной задачи.
Ø Осмысление знаний, формирование навыка решения систем нелинейных уравнений графическим способом.
Ø Рефлексия.
Ø Самостоятельная работа по вариантам.
Ø Подведение итогов учебной деятельности, домашнее задание.
Актуализация опорных знаний, фиксация затруднения в деятельности.
Вниманию учащихся предлагаются две системы уравнений, которые им необходимо решить. Решение первой системы затруднений не вызывает, ученики уверенно перечисляют способы выполнения этого задания: способ подстановки, способ сложения, графический способ. Вторая же система содержит уравнения второй степени, способ её решения для учащихся не очевиден. Прекрасно, если ребята сами смогут перенести способы решения систем линейных уравнений на нелинейные. Если же этого не произойдёт, то в диалоге учитель подводит учеников к выбору графического способа решения. Далее целесообразно повторить что является графиком данной функции или уравнения, как строить графики данных функций и уравнения, результаты записать в тетради.
у=2х+9; (х-5)2+(у+4)2=16;
-3х-у=0. -2х2-4х+6=у.


у=кх+l гипербола указать
у=ах2+вх+с прямая способ
у=к/х окружность пост-
х2+у2=R2 парабола роения

Постановка учебной задачи
По просьбе учителя учащиеся формулируют учебную задачу: научиться решать простейшие нелинейные системы уравнений, для этого нужно уметь строить графики функций или составлять программы для построения графика любой функции.

Осмысление знаний, формирование навыка решения систем нелинейных уравнений
графическим способом

1 этап:
ü Группы «А», «В» - S1, S5, S6.
ü Группа «С» - S2, S3, S4.
На этом этапе учащиеся групп «А» и «В» решают системы, содержащие уравнения первой и второй степеней, используя для этого разработанную нами программу «Sistema». По своей карточке, в соответствующем файле они находят нужную систему уравнений, записанных в общем виде, вводят коэффициенты и по полученному изображению находят решение системы. Ответ записывается в тетради, проверяется учителем математики. Детям необходимо решить 3-4 системы. Учащиеся группы «С», решив одну систему по карточке, составляют программу для построения графиков, необходимых для решения системы, содержащей 2 уравнения второй степени. Например: (х+3)2+(у-2)2=16, -3х2-2х+5=у. Правильность выполнения этих заданий проверяет учитель информатики. 2 этап:
ü Группы «А», «В» - S2, S3, S4.
ü Группа «С» - S2, S3, S4, задать коэффициенты, 1, 2, 3, 4 решения. На этом этапе учащиеся групп «А» и «В» решают системы уравнений, составленные группой «С». Учащиеся группы «С», в составленных ими же системах, задают коэффициенты так, чтобы система не имела решения, имела 1 решение, 2, 3, 4 решения. Ответы проверяются учителем по записи в тетрадях и с помощью компьютера.
Рефлексия
Для дальнейшей работы мы переходим в обычный учебный класс. На этом этапе урока ребята фронтально отвечают на вопросы: • Какие знания и умения нужны для того, чтобы решить графически систему нелинейных уравнений?
• Какие трудности поджидают тебя при выполнении самостоятельной работы?
• Что необходимо повторить для успешного выполнения самостоятельной работы?
Самостоятельная работа
Учитель знакомит учащихся с критериями оценивания работы:
На оценку «3» достаточно выполнить задания 1 варианта, на оценку «4»- одну систему из первого и одну систему из второго вариантов, на оценку «5» - задания второго варианта.
• Вариант 1-обязательный уровень
у=2/х; х2+5х-6=0;
0,5х+у=-1.5. х-3у=4.
• Вариант 2 – повышенный уровень сложности
( х+1,5)2+(у-3)2=25; -х2+4х=0;
2х2-3х+1=0. -3х2+5х-1=0.
.

Подведение итогов учебной деятельности, задание на дом
§ Рефлексия. Целесообразно проговорить с учениками, выполнение каких заданий вызвало затруднения, что необходимо отработать дома. Обязательно отметить, что сегодня на уроке мы выполнили большой объём работы, что отметки получил каждый ученик.
§ П.12, № 236(а), 239(а), 240(в).
Электронные ресурсы http://festival.1september.ru/articles/570524/ http://www.rusedu.info/Article790.html http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,2318/Itemid,188/
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz